Как стало известно общественности, Юрий Горюнов — кандидат физико-математических наук, живущий в Казани и преподающий там в одном из вузов, смог, опираясь на эффект Доплера, с помощью юриста оспорить 500-рублевый штраф за превышение скорости.
В августе 2015 года Горюнов ехал по трассе Москва — Уфа, на которой в Высокогорском районе Татарстана его автомобиль и попал в объектив мобильного радарного комплекса «КРИС-П». Как говорилось в «письме счастья», пришедшем водителю по почте в сентябре прошлого года, он превысил разрешенную скорость на этом участке на 12км/ч, то есть при возможных 70 км/ч он двигался со скоростью 92 км/ч.
Однако, как заявил Юрий Горюнов, максимальное значение, которое показывал в пути его спидометр, было 80 км/ч, что считается незначительным превышением скорости и штрафом не карается.
Мужчина, обладая фундаментальными знаниями физики, решил подойти основательно, чтобы разобраться со сложившейся ситуацией. Юрий внимательно рассмотрел фото, пришедшие по почте, досконально изучил документацию к прибору «КРИС-П» и к измерителю скорости «Искра», входящему в его состав, а также ГОСТ Р-50856-96 «Измерители скорости движения транспортных средств радиолокационные».
В итоге оштрафованный водитель, опираясь на научные данные об условиях прохождения радиоволн в атмосфере, пришел к следующим выводам. Поскольку датчик фоторадара расположен ниже днища проезжающего автомобиля, то из-за уменьшения распространения радиоволн в этом атмосферном слое результаты замера скорости искажаются в сторону увеличения. Также ученый пояснил, опираясь на данные ГОСТа по фоторадарам, что если датчик расположен под углом меньше 25 градусов, то фиксируется завышенная скорость.
В Высокогорский районный суд Юрий Горюнов предоставил фотографии, свои расчеты, текст руководства по эксплуатации прибора и текст ГОСТа. Судья изучал эти материалы на протяжении пяти заседаний. Горюнов же в своем слове каждый раз делал акцент на эффект Кристиана Доплера, суть которого в том, что скорость транспортного средства измеряется по изменению частоты отраженного сигнала радиолокатора. Именно поэтому на работу фоторадара влияют свойства среды, в которой распространяются излучаемые электромагнитные волны. Следовательно, «КРИС-П» должен устанавливаться строго в соответствии с инструкцией — на высоте не ниже полуметра и не выше двух метров. Юрист Юрия Горюнова к вышесказанному добавил, что, согласно руководству по эксплуатации этих камер фотофиксации, они не должны работать в автоматическом режиме, и для проведения замеров скорости необходимо участие оператора.
В итоге Высокогорский суд принял решение аннулировать постановление об административном нарушении в отношении Юрия Горюнова. Представители ГИБДД Высокогорского района не явились ни на одно заседание, но подали апелляцию в Верховный суд республики. Несмотря на это, дело принципиального водителя, возможно, теперь повлияет на рассмотрение новых автоштрафов, которые выписывают, основываясь на данные фоторадаров.
Обсуждение: | Ответить |